Пресс-центр


19 апреля, 2019

Галактики Маркаряна, телескопы и не только: как армяне осваивали Космос

Взгляд человека всегда был устремлен в небо. Чтобы полет Гагарина 12 апреля 1961 года стал реальностью, понадобились тысячелетия исследований – наивных вначале, робких и неумелых, но со временем разум человека осмелел достаточно, чтобы проникнуть в сокровенные тайны мироздания.

День космонавтики, отмечаемый 12 апреля, – дата знаменательная, посвященная первому полету человека в космос. В 2011 году памятный день стал международным, когда на специальном пленарном заседании Генассамблеи ООН по инициативе России была принята официальная резолюция по случаю 50-летия гагаринского полета. Соавторами резолюции стали шесть с лишним десятков государств.

Человек всегда смотрел в небо, пытаясь догадаться, что там есть. Чтобы полет Гагарина 12 апреля 1961 года стал возможным, понадобились тысячелетия исследований – вначале наивных, робких и неумелых, но со временем разум человека осмелел достаточно, чтобы проникнуть в сокровенные тайны мироздания. И все равно – мы мало что знаем, занимаясь, по сути, гаданиями и выдвижением гипотез.

С другой стороны, такая уж это странная и сложнейшая штука – Вселенная. Известнейший наш астрофизик Феликс Агаронян сказал несколько лет назад: космические исследования уникальны тем, что найденное решение одного вопроса порождает множество новых, неожиданных и непредсказуемых, которые тоже нужно решать.

Несмотря на все достижения исследователей космоса, на массу смелых и красивых гипотез о происхождении Вселенной и ее строении, которые подчас переходят в разряд теорий, нужно признать, что человечество еще очень далеко от более или менее ясного представления о мироздании. Но ученые бьются над решениями проблем – и никогда не знаешь, насколько важным может оказаться рутинный, на первый взгляд, эксперимент или выстроенная гипотеза.

С 1930-х годов в только формирующуюся советскую школу астрофизики врываются армянские имена, начиная с Виктора Амбарцумяна и Артема Алиханяна. Всех видных армян – физиков и астрофизиков, математиков и конструкторов, биологов, химиков и других специалистов, работавших «на космос», просто даже не перечислить в одной заметке. Плюс – единственный пока космонавт-армянин, правда, американский гражданин — Джеймс Багян.

Бениамин Маркарян, советский армянский астроном, астрофизик, внес огромный вклад в науку о космосе. Его имя незаслуженно не на слуху, быть может, из-за специфики его научных исследований, мало понятных неспециалистам. Вместе с Виктором Амбарцумяном они установили существование в Галактике молодых неустойчивых звездных систем — ассоциаций, наличие которых свидетельствует о продолжении процесса образования звезд в современную эпоху, а еще они выяснили, что звезды рождаются группами.

Маркарян принялся за титанический труд – классификацию рассеянных звездных скоплений, изучил особенности их распределения и наметил по ним расположение спиральных рукавов Галактики. Выявил существование среди ярких галактик особой категории объектов, обладающих аномальными цветовыми и спектральными характеристиками.

Эту аномалию Маркарян попытался объяснить. Научные выкладки здесь приводить не будем, астрофизики знают, о чем речь, и достаточно. В процессе работы он обнаружил слабые галактики (13-17-й звездной величины), и дальнейшие исследования в различных обсерваториях показали, что таких активных объектов в Метагалактике множество.

Исследования эти проводились разными учеными по всему миру, но надо отдать должное профессиональной солидарности – они получили название «галактики Маркаряна». А открытое им же взаимосвязанное движение семи галактик в скоплении Девы названо в его честь «цепочкой Маркаряна».

Человеческий разум пока не в состоянии воспринять всю непередаваемую сложность вселенной. Шаг за шагом, открытие за открытием, озарение за гениальной догадкой – так мы начинали, и, по сути, так продолжается. Мы лишь отмечаем вехи на бесконечном пути, как 12 апреля, например, когда человек с планеты Земля впервые полетел в космос.

Источник: Спутник


https://teknonebula.info/