11 июля, 2009

Астрономы Бюраканской обсерватории обнаружили две редкие звезды

Знаменитая Бюраканская обсерватория переживает не лучшие времена: значительно сократился штат её сотрудников, не хватает денег на модернизацию оборудования. И тем не менее, даже в этих условиях армянские астрономы открывают редкие звёзды. Чем живет сегодня когда-то одна из ведущих обсерваторий мира, узнала Элина Казарян.

Из 5 телескопов Бюраканской обсерватории сегодня работает лишь один с диаметром зеркала 2,6 метров, да и тот нуждается в реконструкции. В бывшем Союзе этот телескоп был вторым по величине. А штат сотрудников обсерватории за последние 20 лет сократился вчетверо. 80 человек со средней зарплатой в 30 тысяч драмов (это меньше 100 долларов) работают на «голом» энтузиазме.

«Главное, что наша обсерватория смогла удержаться на плаву и самые тяжелые времена, думаю, уже позади. За последние 6 лет (ученые меня поймут) нам даже удалось обнаружить еще две редкие звезды из особого класса «фуоров», — сообщил Айк Арутюнян, директор Бюраканской астрофизической обсерватории.

Наблюдения за природой космических тел, изучение Галактик и процессов образования в них молодых звезд. Эти направления науки, заложенные еще академиком Виктором Амбарцумяном, развиваются здесь и сегодня.

Знаменитая Бюраканская обсерватория была создана в 1946 году. В свое время результаты проводимых здесь научных исследований получали мировое признание.

Сегодня ученые с радостью рассказывают о том, что в обсерватории снова появились молодые кадры. Значит, не перевелись еще в Армении романтики, готовые не отрываясь часами глядеть в звездное небо.

«Я с детства в научной среде. Мне это интересно. А о финансовой стороне пока стараюсь не думать», — говорит Давид Саркисян, младший научный сотрудник Бюраканской астрофизической обсерватории.

В ближайших планах обсерватории модернизация пульта управления и ремонт телескопных зеркал. Однако правительство ежегодно выделяет всего 300 млн. драмов (а это чуть более 800 тысяч долларов), потому денег хронически не хватает. Придется снова искать спонсоров, говорят ученые. Благо первые отклики от отечественных предпринимателей уже есть.

Источник: mirtv.ru