Пресс-центр


1 ноября, 2011

Теоретическая физика – олимп Армении

Задумывались ли вы над тем, как выглядит наша Армения со стороны? Как современная цивилизованная страна? Или как отсталая? Или вовсе никак? А может, зная много интересного о древней Армении и почти ничего о современной, люди думают, что это такая же переставшая существовать страна, как, например, Шумер или Вавилон? Что вообще люди знают об Армении? Я имею в виду – о современной Армении. И что именно мы хотим, чтобы в мире знали о нас?

Ну, чем славится современная Армения? Коньяком? Так он даже коньяком не признан в цивилизованных странах. Ничего другого даже на ум не приходит.

Только и имеем на мировом уровне, что отдельные виды спорта и физику! Да-да, именно физика много лет являлась предметом особой гордости Советской Армении.

А что мы делаем теперь? Похоже, что мы хотим лишиться нашего передового места в мировой физике !?

Кому из нас не доводилось видеть, как наши президенты и другие не менее уважаемые государственные деятели встречаются со спортсменами, выигравшими чемпионаты мира. А председатель Олимпийского Комитета Армении Гагик Царукян даже дарит нашим чемпионам автомобили. И это правильно, что государственные мужи проявляют столько внимания к нашим чемпионам, ибо те прославляют нашу Родину. Ведь огромное количество людей на этой планете слыхом не слыхивали о маленькой стране, именуемой Армения. А если название и слыхали, то ничего дальше названия не знают. Возьмем, к примеру, часть населения планеты, которая интересуется спортом. Вот выиграет наш спортсмен чемпионат мира, и узнают эти люди об Армении. А у тех, кто знал раньше, вырастет уважение к нашей стране.

Но не надо забывать, что в мире есть еще и другая часть населения, которая имеет несколько иные интересы. Вот, например, если вы в каком-нибудь университете мира, на факультете, связанном с техникой или естествознанием, упомяните Армению, то в ответ услышите: “А, Армения? Да да, конечно, знаем. Григорий Гарибян, переходное излучение, Ереванский физический институт ”. Так же часто можно услышать, как Армения сразу вызывает у людей ассоциации с такими именами, как Сергей Матинян, Михаил Тер-Микаелян, Гурген Саакян. Да разве перечислишь всех наших известных физиков-теоретиков. Уж чем-чем, а физиками, и особенно теоретиками, Армения всегда славилась.

Именно, славилась. Уже само это слово говорит за себя – физики приносили Армении всемирно известную славу.

А знает ли кто-нибудь из наших нынешних или бывших президентов или премьер-министров, кто такой Гарибян и чем так знаменит? Может быть, они слышали о других наших известных теоретиках?

Ну, ладно, допустим, не знают они именитых ученых советской эпохи. Но, может быть, тогда они слышали такие имена, как, например Грачья Асатрян, Ара Иоаннисян, Грачья Бабуджян, Давид Седракян, Рубен Мкртчян, Нерсес Ананикян, Ваагн Гурзадян, Давид Саакян, Ара Седракян, Арам Саарян, Рубен Погосян, Армен Алахвердян или другиe, имеющие по 500, а то и по 1000 ссылок на свои научные работы в ведущих журналах мира. (Говоря на понятном языке, поясню: физик, который имеет более 500 ссылок – это как спортсмен, вышедший в финал на чемпионате мира.) Имена наших многих ныне работающих теоретиков известны в ведущих университетах мира. Их уважают. По ним судят о нашей стране. К их мнению прислушиваются, и не только тогда, когда речь идет о науке, а будь то вопросы Карабаха или внутренней ситуации в Армении. Ведь ученые во всем мире признаны как люди, мыслящие разумно и непредвзято.

Можно с уверенностью сказать, что имен наших нынешних физиков-теоретиков не знают не только президенты и государственные деятели, но даже министр образования и науки! И если председатель Государственного Комитета по науке их знает, то только потому, что сам является физиком. ( Более того, среди наших “деятелей” были даже такие, как Нерсес Ерицян, которые высказывали идеи о расформировании отдела теоретической физики ЕрФи. За ненадобностью!!! Но, к счастью для науки, Ерицян вовремя перестал быть министром, и, потому, не стоит вспоминать его мнение всерьез.)

Теоретическая физика, как наука, вообще уникальна в своем роде. Многие великие открытия были посчитаны и предсказаны теоретиками за долгие годы до того, как их экспериментально обнаруживали. Этим объясняется то безграничное уважение, которое имеется в мире и в науке к теоретической физике и к людям, ею занимающимся.

Ньютон и Эйнштейн, имена которых знают даже те, кто не имеет ни малейшего представления о физике, были не просто физиками, а именно физиками-теоретиками. Равно как и Ландау и Гинзбург, имена которых ассоциируются у всех с величием советской науки. И даже президенты Армении, присуждая ежегодную премию по физике, сами того не ведая, награждали в основном именно теоретиков. Но, самое главное, гордость армянской науки Виктор Амбарцумян, почетный член чуть ли не всех ведущих академий мира, прославился не просто как астрофизик, а именно как создатель теоретической астрофизики.

Кстати, вероятно, следует объяснить, чем отличается работа физиков-теоретиков от физиков вообще. У всех нас представление о физике связано с разнообразными лабораториями, в которых стоит сложное и мудреное оборудование, необычное и очень дорогое. Говоря о физике, мы представляем себе ускорители, реакторы, лазеры, микроскопы, телескопы и всевозможные схемы, от огромных до малюсеньких чипов. И, наверняка, вы очень удивитесь, узнав, что в кабинетах у физиков-теоретиков ничего этого нет! Физику-теоретику для работы необходимы только ручка, бумага и интернет. Ну и мозги, конечно. А еще хороший коллектив и коллеги для совместной работы. (Раньше требовалась еще и хорошая библиотека. Но сейчас интернет заменяет собой и ее.)

Именно поэтому теоретическая физика еще не погибла в нашей стране. И может продолжать и далее процветать даже на фоне того упадка в экономике, который мы имеем. Если, конечно, правительство приложит к этому буквально минимум усилий. А, главное, не будет мешать!

( Для сравнения… К сожалению, экспериментальная наука, требующая больших финансовых, энергетических и прочих затрат, после развала СССР не смогла сохраниться. И неизвестно, даже если Армения когда-либо окрепнет и разбогатеет, сколько после этого еще десятилетий должно будет пройти, чтобы наша экспериментальная физика вернула себе позиции 80-х годов).

Единственное, что должно быть обеспеченно государством для того, чтобы физики-теоретики и дальше продолжали прославлять нашу Родину, это нормальная оплата их труда. Получая ее, ученый сможет думать о своей науке, а не о том, где раздобыть лишнюю копейку, чтобы его семье не отключили свет. Вероятно, тут даже нелепо упоминать о том, что ни в коем случае не следует закрывать, сокращать, расформировывать, переделывать, разъединять, объединять или еще каким-либо способом “оптимизировать” теоретические отделы наших институтов. Потому что изменяя то, что и так хорошо работает, можно только что-нибудь ухудшить или вовсе испортить.

Представляете себе эдакую фантастическую картину – сидит человек за столом, пишет что-то на бумаге и приносит своему государству всемирную славу. А государству это обходится в какие-то копейки. Не надо оплачивать ни огромных лабораторий, ни дорогостоящего оборудования. Ну чем не фантастика?

Мы не обвиняем ведущих деятелей государства в том, что они не знают наших ученых. Ведь чтобы знать спортсменов, надо только краем глаза вечерком глянуть в телевизор. А чтоб знать ученых, надо потратить какое-то время и усилия. ( Хотя, Министру Образования и Науки все-таки полагалось бы их знать!) Другое дело, что люди, руководящие государством, могли бы представлять себе, из чего складывается рейтинг нашей страны. И могли бы подсчитать, в какую сумму нашей казне может обходится такой рейтинг.

Неужели современная Армения имеет так много всемирно известных брендов, что может так спокойно лишится одного из них? Или мы согласны удовлетвориться только воспоминаниями о далеком историческом прошлом? Хоть и о славном, но давно ушедшем. Может, попытаемся иметь и славное настоящее?

Так, может, поразмыслив над всем этим, наши государственные деятели, а, в особенности, Тигран Саркисян, наконец, оценят по достоинству то, что имеют. Вернее, пока еще имеют. И станут не разрушать теоретическую физику, а, наоборот, всячески ее развивать.

Не думаю, что нашелся бы хоть один здравомыслящий человек в Армении, а, тем более, политический деятель, который бы этого не хотел. Уверена, что и Серж Саргсян, и наше правительство сделают все возможное для сохранения имиджа Армении, как одной из ведущих стран в области теоретической физики.

И, как первый шаг к этому, правительству следовало бы, вероятно, ПРИЗНАТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ФИЗИКУ ПРИОРИТЕТНОЙ ОТРАСЛЬЮ НАУКИ !
Нарине Казарян

http://www.lragir.am/russrc/society21248.htm


https://teknonebula.info/