Выступление депутата В.А. Амбарцумяна

Товарищи депутаты! В конце прошлого года Советская Армения пережила гигантскую по масштабам катастрофу. Землетрясение огромной разрушительной силы охватило все пространство от Ленинакана до Кировакана и все прилегающие районы. Почти полмиллиона населения осталось без крова в результате этой трагедии. Зимы в районе Ленинакана, это я говорю для тех, кто не имеет представления, что Армения страшно разнообразна в смысле климатических зон, бывают суровые, и положение оказалось крайне тяжелым. В это трудное, тяжелое для нас время мы получили щедрую помощь от всех республик и областей Советского Союза. Все народы мира, государства и правительства оказали Армении моральную и материальную поддержку, о которой мы никогда не забудем.

Поскольку за нашим первым Съездом народных депутатов внимательно следят вся наша страна и весь мир, я пользуюсь возможностью выразить глубочайшую благодарность всем советским народам, гражданам всего мира за это могучее, я бы сказал, небывалое проявление общечеловеческой солидарности. (Аплодисменты).

Город Спитак — эпицентр землетрясения, от которого ничего не осталось, стал символом доброты человека. Армения склоняется перед вами, люди планеты. К сожалению, в том же прошлом году мы увидели и много грустного, имели еще тяжелые испытания. В начале марта 1988 года мы приняли тысячи беженцев, спасавшихся не от землетрясения, а от насилия Сумгаита. Многие рассматривают название этого города, как символ национальной вражды. я не хочу этого, ибо я очень и очень уважаю труд многих тысяч азербайджанцев, русских и армян, строивших этот молодой промышленный центр, в котором, кстати, есть и свои проблемы. Но нужно сделать так, чтобы сумгаит не повторился.

Уважаемый депутат Азизбекова нарисовала здесь картину азербайджано-армянской дружбы. Эта дружба действительно имела длительную историю, но она забыла сказать, как в эту дружбу вписываются события в Сумгаите. Надо осознать, что интернационализм не сводится к словам, он крепнет от реальных дел.

В течение всего прошлого года и в начале этого года ежедневно мы узнавали, как волнуется народ Нагорного Карабаха, притеснения которого длятся уже десятилетия, который был изъят незаконным образом из состава Армении.

Все это является тяжелым ударом по единству народов Советского Союза. А ведь это единство является гарантией, главной гарантией, будущего нашей страны. И давайте, товарищи, беречь и усиливать это единство. И хотя сказанное многое заключает в себе, между прочим, также критику центральных органов нашей страны, которые недостаточно оберегают наше общество от межнациональных столкновений и притеснений, я все же не стою на позиции ослабления центральных органов. Но я требую, чтобы они лучше работали, не содействовали силам, стремящимся ослабить единство наших народов.

Более того, мне кажется, что спор об объеме прав, которые должны принадлежать центру и периферии — большой разговор об этом — ведется не совсем правильно. Ведь руководство и аппарат власти созданы только для того, чтобы служить народу. Это их священная обязанность. А для хорошего выполнения обязанностей они должны быть четко определены и разделены. Четкое и точное распределение обязанностей и функций абсолютно необходимо. Нужно, чтобы мы точно знали, за что каждый из нас отвечает.

Что получается? Ведь при выявлении любого недостатка в работе, любого плохого происшествия, которые так часто случаются, возникает всегда один и тот же вопрос: кто виноват? Если же каждый знал бы точно, за что отвечает, то есть точно знал бы свои обязанности, то, вслед за событием, мы бы видели отставку, отставку соответствующего чиновника, то есть носителя соответствующих обязанностей. Между прочим, почему-то у нас считается слово «чиновник» плохим словом. Нет, чиновник — это прежде всего человек, который выполняет порученные ему, вполне определенные обязанности. Мы как-то согласились с этим переименованием. И они стали все больше забывать, что являются носителями обязанностей, обрадовались, что их больше не называют чиновниками, и больше думают о своих правах.

Вместе с тем распределение обязанностей должно соответствовать нуждам народа и не вызывать у него подозрений. Когда будет установлено точное разграничение обязанностей между центром и республиками, то, в соответствии с обязанностями, можно произвести — и следует произвести — распределение прав. я не хочу сказать, что сперва нужны только обязанности, а потом только права. Это процесс, конечно, единый. Но должны выясняться обязанности по отношению к народу прежде всего. И потом уже, так сказать, решать, какие для выполнения этих обязанностей, и только для них, нужны права.

Если вникнуть в вопрос о Карабахе, то становится ясной и причина спора. В сознании армянского народа незаконное, неконституционное изъятие Карабаха из состава Армении в 20-х годах также исходило из принципа: главное, захватить право. Начать разармянивание этой территории. А когда разармянивание будет завершено, как это сделано уже в Нахичевани, то пусть потом говорят, что хотят. Все равно дело будет уже сделано. Вопрос об окончательной нормализации положения в Нагорном Карабахе можно решить лишь на основе принципа самоопределения народов. Сама жизнь показала, что ленинский принцип самоопределения наций является единственным способом решения подобных вопросов. И это будет, конечно, в духе перестройки.

Товарищи, большое значение имеют вопросы внешней политики, которым была посвящена вторая часть доклада Михаила Сергеевича. Здесь наша страна имеет успехи поистине мирового масштаба. Они были обусловлены введением нового мышления. Оно, это мышление, введение этого мышления, привело к ослаблению напряженности во всем мире. Это большая заслуга нашей страны.

Выведены наши войска из Афганистана. я полагаю, что во всей этой сфере можно выразить полное одобрение деятельности нашего правительства. (Аплодисменты.) Но мы просим наше правительство постоянно учитывать и тот факт, что не только Союз в целом, но и каждый из народов Союза имеет свои внешние, не только экономические, но и политические интересы.
Примеры.
Первое, когда министр иностранных дел (бывший, конечно) Молотов в свое время заявил от имени армянского народа, что он отказывается от претензий на возвращение ему Карсской области и от территории, где произошел геноцид 1915 года, о чем хорошо известно всему миру, то он говорил неправду. Он попирал безжалостно чувства и интересы одного из народов Советского Союза. Армянский народ стоит за мир. Никто не предлагает в этом вопросе применять силу, но мы надеемся на то, что этот вопрос в будущем найдет свое мирное решение.

Другой пример. Ряд иностранных государств, а также Европарламент, официально признали и осудили геноцид армян 1915 года со стороны османской Турции. Верховный Совет Армянской ССР недавно принял решение обратиться в Верховный Совет СССР с просьбой об официальном осуждении истребления армянского народа в 1915 году в Турции. Это будет также справедливо, как и осуждение депортации татар из Крыма.

Хочу здесь сделать еще одну краткую, но важную констатацию. Многие из нас, представители окраинных республик, говорили здесь о национальных чувствах своих народов и, в частности, о случаях, когда национальное сознание ранено. Да, в нашей общей истории было много страданий и обид. Но в этой атмосфере справедливых требований, упоминаний о собственной боли мы обязаны воздать должное удивительной стойкости русского народа — народа, который претерпел многочисленные жертвы в Отечественной войне, перенес ужасы раскрестьянивания и расказачивания, показал образцы трудолюбия, творческой инициативы и любви к другим народам. Хотим мы или не хотим, русский народ поставлен в условия, когда он несет самую тяжелую нагрузку, самые тяжелые обязанности, от которых он не может освободиться в силу своего положения. На таком съезде, как настоящий первый Съезд народных депутатов, такая констатация со стороны представителей всех народов, живущих в союзных республиках, надеюсь, будет сочтена вполне уместной. (Аплодисменты.) Товарищи, разрешите выразить надежду, что по крайней мере некоторые из выдвигаемых нами вопросов будут разрешены в процессе работы этого Съезда.

(Аплодисменты.)