Принцип справедливости в праве - Вы точно человек?


Общая теория права призвана вскрывать исходные идеи, лежащие в основе правовой действительности каждой эпохи, любой общественной формации, различных регионов государств. Принципы права пронизывают всю юридическую форму общественных отношений, выражая в конечном счете основные устои существующего строя экономических отношений, базис данного общества.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ПРИНЦИП ПРАВА — Студопедия

В условиях новой истории и активной законодательной деятельности государства принципы права находят свое выражение в юридических нормах законодательства, в объективном праве. Правовые нормы по своей природе таковы, что способны отразить и закрепить общие идеи, важнейшие принципы, свойственные всей юридической форме данного исторического типа производственных отношений. Принципы права служат ориентиром правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов.

Их соблюдение обеспечивает нормальное единообразное развитие и функционирование правовой системы. Напротив, пренебрежение принципами, их нарушение законодателем или судом подрывают стабильность системы объективного и субъективного права, правопорядка и правоотношений, отрицательно влияют на состояние правосознания, способны нарушить действенное правовое регулирование.

Только учитывая утвердившиеся принципы данной правовой системы, деятельность по поддержанию законности и обеспечению права достигает или может достигнуть тех социальных целей, идеалов, которые перед ней выдвигает общество, существующая эпоха. Имея объективное основание, выражая потребности интересы, мировоззрение идеалы общества, господствующих в нем классов, принципы права находят и должны находить свое осуществление не только в самой юридической форме, но и в тех общественных отношениях, которые она опосредует.

Только при реализации в действительных отношениях и реальных институтах принципы права — если речь идет о его социальных, а не специально-юридических отправных идеях — сбрасывают свою правовую оболочку и воплощаются в фактический порядок отношений [1].

Принципы права не всегда лежат на поверхности и четко формулированы в правовых нормах, но они свойственны любой правовой системе государств, вне зависимости от того, хороши они или плохи с точки зрения социального прогресса, тех или иных сообществ, классов и народов, с позиций отдельных людей их идеалов. Принципы права могут быть по-разному объективированы и формулированы в законодательстве, их действительный смысл бывает завуалирован.

В других случаях они ясно изложены, и это, конечно, предпочтительный вариант. Идеологической основой принципов права являются идеи права, воплощающие понимание его сущности и социальной роли. Идеи права — область правосознания, в том числе и юридической науки. Идеи права могут предшествовать формированию данной правовой системы, могут в большей или меньшей степени найти свое выражение в нормах и принципах действующего права.

Разумеется, в праве могут быть реализованы только такие идеи, которые не противоречат коренным интересам экономически и политически господствующих социальных сил.

В принципах права любого типа должны быть заложены и такие идеи, которые отражают несомненную специфику правового регулирования, то, что подчас именуют правовыми аксиомами элементарными истинами, не требующими особых доказательств [2].

Однако совершенно отбросить эти аксиомы ни один господствующий класс не может, если он стремится в полную меру использовать возможности правового обеспечения своего господства. Классово направленные идеи права и правовые аксиомы служат идеологической предпосылкой принципов права, но самими принципами права они становятся лишь тогда, когда находят в нем свое закрепление.

В целом ряде случаев для воплощения в данной правовой системе определенной идеи права вовсе недостаточно, чтобы она была выдвинута идеологами господствующего класса. Так, главная генеральная идея права буржуазии всегда состояла в утверждении приоритета права над общественными отношениями, но в силу своей необоснованности эта идея так и не могла быть воплощена в правовых системах капиталистического общества я в наше время не поддерживается многими идеологами империализма.

К тому же надо заметить, что идея права обычно складывается из целого ряда положений, одни из которых воплощаются в принципах действующего права, а другие еще не нашли.

Наконец, надо учитывать и то, что есть идеи, которые могут признаваться различными классами как идеи права, но при этом в них вкладывается разное понимание.

Принцип справедливости в уголовном праве

Ясно, что действительное значение таких идей, когда они оказываются выраженными в праве, глубоко различно, а подчас и противоположно. Это особенно относится к нравственным идеалам, скажем, к принципу справедливости в праве. Принципы права — это ведущие начала его формирования, развития и функционирования. Принципы права имеют общеобязательный для всех характер и пронизывают не только всю правовую систему и систему прав субъектов общественных отношений, но и правовую реальность страны в целом.

Принципы права призваны обеспечивать органичное взаимодействие объективного и субъективного права, норм права и правовых отношений, единство действующих в стране правовых норм, институтов и отраслей права. Они характеризуют содержание права в концентрированном виде и показывают, на каких началах в нем отражаются экономические, политические и нравственные отношения; характеризуют структуру права и соотношение между источниками права, законодательством и правосудием, законом и государственной властью, принуждением и убеждением в правовом регулировании.

Не зная принципов данной правовой системы государства, по одному лишь набору отдельных ее норм институтов трудно судить о ней и о том правопорядке, который она обеспечивает. Принципы права — несущая конструкция, вокруг которой формируются его нормы, институты, отрасли и вся система; они — одухотворяющее начало права данного исторического типа, ибо в них отражается его конкретная классовая сущность [3].

По принципам права выверяют, насколько конкретный нормативный акт законен, действительно является формой выражения права. Чаще всего принципы права служат отправными идеями законодательной деятельности, принимая участие в регулирова.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ПРИНЦИП ПРАВА

Исключительное значение принципов права объясняет, почему они всегда были и остаются в настоящее время предметом острой идеологической борьбы, оказываются в революционные эпохи знаменем политических движений, объектом классовых столкновений. Борьба за новые принципы права никогда не замыкается юриспруденцией и по своей сути является борьбой за новые устои общества против старых порядков.

Тип принципов права, как и самого права, определяется типом господствующих производственных отношений. Соответственно различают принципы рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического типов права. По своему характеру принципы права бывают социально-экономические, политические, идеологические, этические, религиозные и, специально-юридические. За исключением специально-юридических принципов, все перечисленные принципы отражают предмет правового воздействия и содержание воли господствующих классов в праве.

Поэтому смена типа права всегда приводит к коренному изменению его социально-экономических и политических, а также идеологических принципов, к существенному изменению этических и религиозных если они еще остаются принципов права. Так, если ведущим социально-экономическим началом буржуазного типа права является капиталистическая собственность и эксплуатация наемного труда, то ведущим началом социалистического типа права является социалистическая собственность, антиэксплуататорская направленность производственных отношений и распределение по труду.

Если ведущим политическим началом буржуазного права является полновластие класса капиталистов, монополистического капитала, то ведущим началом социалистического права является полновластие рабочего класса и всех трудящихся.

Идеологическим началом буржуазного права всегда является буржуазное идеалистическое мировоззрение, а социалистического права — научная идеология марксизма-ленинизма. Этическим началом права капиталистического общества является буржуазная нравственность, в то время как ведущим этическим началом социалистического права выступают социалистическая нравственность и подлинный гуманизм.

Буржуазное право не отвергло полностью религиозных догматов и предрассудков, социалистическое право им в принципе глубоко чуждо. Буржуазное право освящает принцип незыблемости частной собственности, социального и национального неравенства людей. Социалистическое право провозглашает принцип незыблемости общественной собственности, равного освобождения людей от частной собственности и эксплуатации, равенство всех граждан государства независимо от их пола, национальности и расы, социального происхождения и социального положения, исходит из принципа пролетарского интернационализма и подлинного равноправия народов, закрепляет принципы социалистической демократии, призванной обеспечить реальное политическое полновластие трудового народа.

При смене исторических типов правовых систем изменяются и специально-юридические принципы права. Специально-юридические принципы отвечают на вопросы: В этих принципах отражаются особенности права как такового, и на их основе строится вся структура правовой реальности данной общественно-экономической формации [5].

Коль скоро форма в конечном счете зависит от своего содержания, то при смене исторических типов права меняются и его специально-юридические принципы. Однако эти изменения связаны главным образом с коренным изменением их служебной роли, социальной значимости. Иначе говоря, специально-юридические принципы изменяются не столько по своей собственной формуле, сколько по тому социальному экономическому, политическому, этическому содержанию, которое в эту формулу вливается.

Строго говоря, специально-юридические принципы права — это те же его социальные принципы, но переведенные на язык права, юридических конструкций, правовых средств и способов их обеспечения.

Нетрудно убедиться в том, что не все из перечисленных специально-юридических принципов права даже формально находят свое нормативное закрепление выражение в любых исторических типах правовых систем. Ясно и то, что само содержание таких понятий, как свобода, равенство, справедливость, гуманность, исторически меняется и зависит от того, какому классу.

Наконец, особое значение имеет соответствие специально-юридических принципов. Законность как один из важнейших если не самый важный принципов права приобретает действительное значение ведущего начала только тогда, когда является элементом политического демократического режима. Лишь в сочетании с социально-экономическими, политическими, идеологическими и этическими принципами они раскрывают качественные особенности, коренные черты историческое значение.

Принципы права надо непременно брать в их системе. Не следует полагать, что такое требование системности связано лишь с недостаточностью специально-юридических принципов. О характере правовой системы государства нельзя судить и только по ее социально-экономическим или политическим принципам.

Они не раскроют нам особенностей отраслей институтов права, системы источников права, правового статуса граждан, состояния законности и правопорядка, характера правового регулирования общественных отношений, степени его эффективности и т. Но это познавательная сторона вопроса, а есть и более важная — практическая. Излишний акцент на социально-экономических и политических принципах права принижает внимание к юридическим средствам их обеспечения и последовательного осуществления.

Между тем нигилизм к юридической регламентации приводит на практике к недостаточной защите экономических и политических принципов, провозглашенных в законодательстве, к ослаблению в стране законности и правопорядка, открывает возможность безнаказанного нарушения самих экономических и политических принципов. Провозглашенные в стране права и свободы должны быть гарантированы экономически, политически идеологически, но они непременно должны быть гарантированы и юридически, обеспечены авторитетом закона и прочной государственной охраной правопорядка.

Из этого следует важный вывод и для органов, осуществляющих юрисдикцию, в первую очередь для правосудия. Применяя законодательство, необходимо иметь в виду претворение в жизнь социально-экономических, политических, идеологических принципов права, но столь же существенно соблюдение его специально-юридических принципов, в особенности принципа законности. Иначе говоря, суд должен руководствоваться всей системой принципов права и на этой основе точно и неуклонно применять юридические нормы или при пробеле в законодательстве решать дела, непосредственно исходя из правовых принципов.

А Общие принципы — общие для международной правовой системы они в ряде случаев имеют значение и для национальных правовых систем — когда государство принимает участие в их выработке и принятии ; общие для всех правовых систем государств одного и того же типа; для правовых систем одного вида семейства ; для всех отраслей данной правовой системы государства например, принципы советской правовой системы.

Б Межотраслевые принципы — принципы отраслей, составляющих публичное международное и внутригосударственное и частное международное и внутригосударственное право принципы отраслей материального права и отраслей процессуального права; иные возможные межотраслевые принципы права. В Отраслевые принципы права например, гражданского, административного, уголовного и т. Принципы правовой системы данного государства включают принципы типа и семейства права в качестве отправных для особых принципов права определенной страны.

Принципы отрасли права отправляются от принципов правовой системы. Что касается отраслей институтов законодательства, то им свойственны комплексы принципов, выработанных в соответствующих отраслях институтах права, нормами которых образованы соответствующие законодательные массивы. Общее понимание смысла и роли принципов действующего права определенной страны.

Господствующие идеи права и принципы позитивного права, отражающие эти идеи, играют огромную роль в законодательной и правоприменительной деятельности, в укреплении законности и правопорядка, в правовой культуре населения.

Принципы права занимают или, во всяком случае, должны занимать центральное место в системе права государств и в системе международного права, вне зависимости от того, можно ли их вывести из целой группы норм или они оказываются особо сформулированными в нормах-принципах и нормах-задачах. В принципах права отчетливо проявляются особенности каждого исторического типа права и коренное отличие социалистического права от всех предшествующих ему типов права.

Марксистско-ленинские идеи права и закрепленные в праве социалистического общества принципы [6] должны находить свое воплощение во всей законодательной, исполнительной, судебной деятельности органов социалистического государства, в правовом регулировании общественных отношений, в социалистическом правопорядке, ибо они, эти принципы, отражают природу социалистического строя и прогрессивные тенденции его развития. Никакой из принципов права не подвергался столь частому толкованию, обсуждению, разъяснению и вместе с тем искажению, как принцип справедливости.

Связано это с тем, что он важен не только сам по себе, но непременно выражается в сфере права в равноправии и законности, то есть переплетается с другими принципами права.

Уже упоминалось, что всякое право есть применение равного мерила к субъектам общественных отношений. И если равенство всех граждан перед законом, устанавливаемое. В юридическом аспекте оно означало превращение законности во всеобщий принцип политических систем, о чем еще будет идти речь в главе 5 этой книги. Справедливость в праве имеет и самостоятельную социальную ценность. В справедливости ищут оправдание права и наказания за его нарушение. Даже когда содержание закона соответствует высоким идеалам, нужно быть уверенными в том, что в данном случае средство, избранное законодателем для достижения цели, допустимо.

Несоответствие между целями и средствами их достижения также является несправедливостью. Принцип справедливости имеет исключительное значение для престижа закона и суда, для добровольного исполнения юридических установлений населением, убежденного служения праву и законности.

Но есть ли основание искать в праве справедливость? Может быть, право по природе своей не справедливо, как полагал Лев Толстой? Не следует ли, бросив напрасные надежды, согласиться с тем, что само по себе право не содержит элементов справедливости и может оцениваться только с точки зрения того, насколько справедлив строй, который охраняется законодательством и правосудием данной страны?

И если равенство всех граждан перед законом, устанавливаемое Общая теория права. Однако совершенно отбросить эти аксиомы ни один господствующий класс не может, если он стремится в полную меру использовать возможности правового обеспечения своего господства. В этом смысле требование социальной справедливости перерастает качество принципа и исполняет роль нового интегративного свойства системы принципов назначения наказания, установленной в Уголовном кодексе РФ. Строгие меры наказания должны применяться к лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления, а также при рецидиве преступлений. С учетом изложенного индивидуализацию наказания как основное средство обеспечения его социальной справедливости можно определить как основанную на принципах уголовного права специфическую деятельность суда по определению конкретному лицу конкретного вида и меры наказания в точном соответствии с общими началами назначения наказания. Принцип любого вида может действовать только на своем уровне и на всех нижележащих.

С другой стороны, можно ли считать правильным утверждение, что справедливость является наиболее абстрактным и неизменным выражением органических свойств самого права, что настоящее право всегда справедливо?

Является ли справедливость непременным объективным качеством юридической формы общественных отношений, вне которого право превращается в неправо, в произвол? Чтобы ответить на эти вопросы, оказывается недостаточным понимание материальной обусловленности и классово-исторической направленности такой нравственной категории, как справедливость. Прежде всего речь идет об оценке права с точки зрения защищаемых им экономических, политических и других фактических отношений.





 


Также советуем посмотреть:


Твоя улыбка стихи любимому

Значительное количество работ, посвященных познанию различных аспектов справедливости, которые появились на рубеже XX - XXI вв.


нету месячных 1 месяц тест отрицательный

Русская книга, ; Ильин И. Принцип социальной справедливости - один из основополагающих принципов российского уголовного права.


Ваше имя:
Ваш e-mail:

Very Happy Smile Sad Surprised
Shocked Confused Cool Laughing
Mad Razz Embarassed Crying or Very sad
Evil or Very Mad Twisted Evil Rolling Eyes Wink
Exclamation Question Idea Arrow

 Запомнить


 
Навигация
Главная
Перевод денег через contact
Ремонт сварочного аппарата своими руками видео
Характеристика счетов по учету кассовых операций презентация

 

 
Поиск